понедельник, 23 августа 2010 г.

HR-психолог: аргументы за и против

Толкачева Евгения Менеджер по работе с персоналом компании 
 
    Психологическое образование дает очень много не только HR-менеджерам, но и профессионалам в других областях. До конца 1990-х его можно было получить буквально в нескольких университетах и ведущих педагогических вузах. Факультеты, как правило, были очень небольшими по численности, конкурс при поступлении был огромен, а требования на вступительных экзаменах очень высоки. Например, при поступлении на факультет психологии МГУ в 1991 году было 14 человек на место, и на первом экзамене, математике, «пятерку» получил единственный абитуриент – студент 3-го курса МИФИ. Это закалило характеры будущих психологов уже в 17 лет и убило зачатки снобизма.
    Толерантность помогает в работе HR-менеджера, где необходимо терпение и готовность вникать в проблемы сотрудников. Образование в вузах давалось очень разностороннее: помимо психологии, отличная подготовка по математике, биологии, очень глубокое изучение философии, этики, педагогики. Во время практикумов студенты проходили как испытуемые множество тестовых методик, что помогло формированию адекватной самооценки. Итог хорошего психологического образования – живой и быстрый ум, работоспособность, разносторонность интересов, широкий кругозор, отсутствие боязни перед задачами, в чем бы они ни заключались, самостоятельность в изучении чего бы то ни было в каком бы то ни было объеме.
    Системному мышлению научила биология, а отличная математическая база – прекрасное подспорье, когда речь идет о разработке компенсационных схем. Но самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что психолог терпим к любым проявлениям человеческой натуры. Понимая причины поведения в различных жизненных ситуациях, умея анализировать поступки и обстоятельства, психолог может находить общий язык с самыми разными людьми и, при необходимости, влиять на их поведение. Каждый человек уникален, среди нас нет «плохих» и «хороших». Толерантность помогает в работе HR-менеджера, где необходимо терпение и готовность вникать в проблемы сотрудников. Психологическое образование –  это, по моему мнению, не просто набор знаний, а мировоззрение. Второе высшее психологическое образование, краткое по длительности, которое получают уже в зрелом возрасте, имея основную профессию, не может сформировать личность так, как это происходит в течение 5 лет в стенах университета.
    Говоря о психологии и рекрутменте, можно провести параллель с математикой и программированием. Конечно, математик с большей долей вероятности станет хорошим программистом, чем историк, но этого недостаточно. Так и в HR-работе: помимо понимания устройства человека и его поведения, необходима склонность к практической деятельности, структурированность, навыки администратора, лидерский потенциал, осознание задач бизнеса и готовность решать их. Этому не научат на психологическом факультете. Этому уже учит работа.
Анна Сагайда, старший консультант, руководитель офиса THI Selection в Санкт-Петербурге:
    Штатные психологи склонны сразу ставить клеймо на человеке, если он что-то не то сказал, не туда посмотрел или не так скрестил руки. – На мой взгляд, психологическое образование HR-менеджерам не нужно. Более того, многим специалистам багаж полученных на психфаке знаний мешает в профессиональной деятельности – они чересчур углубляются в психологию: в изучение психотипов людей, особенностей их невербального поведения (позы, положение рук, выражение глаз и прочее). А в итоге за глубинным анализом внешних проявлений кандидата не видят самого человека.
    В моей практике было немало примеров, когда HR-менеджеры компаний уже на первом собеседовании «зарубали» очень сильных специалистов просто потому, что психотип соискателей по внешним признакам якобы не соответствовал требованиям работодателя. Штатные психологи склонны сразу ставить клеймо на человеке, если он что-то не то сказал, не туда посмотрел или не так скрестил руки. Однако люди элементарно могут волноваться. К тому же далеко не каждый обладает презентационными навыками и может «продать» себя, да и не всем это нужно. Например, у производственника зачастую слабо развиты коммуникативные способности, но при этом он может быть хорошим специалистом. По такому же принципу часто ставится крест на молодых и перспективных кандидатах, у которых нет опыта прохождения собеседований.
    Второе высшее образование в области психологии HR-менеджеру, на мой взгляд, не требуется. Гораздо более ценные знания в этой сфере он получает непосредственно на практике, работая с людьми. В крайнем случае, для того чтобы под практические навыки подвести теоретическую базу, можно пройти краткосрочные курсы по психологии.
    Необходимо понимать, что HR-менеджеры и психологи – это специалисты с абсолютно разным подходом к своей деятельности. Первый должен приносить компании прибыль, привлекая человеческие ресурсы, то есть ему нужна явно выраженная «бизнес-жилка». Психологи, напротив, далеки от этого: им интереснее погружаться в процесс, изучать людей – они оценивают кандидатов по формальным признакам, а не с точки зрения профессионализма и соответствия стратегическим целям компании. Хотя, конечно, в любом правиле есть исключения, и среди HR-менеджеров также встречаются успешные специалисты с психологическим образованием.
Кристина Михеева, HR-директор телеканала «О2ТВ»:
У многих работодателей есть предубеждение к HR-психологам. – HR-менеджеры с психологическим образованием любят пичкать кандидатов всевозможными тестированиями. На мой взгляд, чаще всего это утоление собственных амбиций психолога. Лично я применяю тестирования только при дистанционном отборе в регионах. Вообще, в получении второго высшего психологического образования ничего плохого нет, ведь дополнительные навыки – всегда подспорье. Я сама подумываю об учебе на психфаке, однако не считаю, что диплом сильно увеличит мою рыночную стоимость. Скорее это личный интерес. Кстати, я заметила, что у многих работодателей есть предубеждение к HR-психологам.
Алексей Шичков, HR-аналитик компании Citilink:
Всевозможные тестирования на определение психологического портрета кандидата не уместны в бизнес-структуре. – Высшее психологическое образование дает HR-менеджерам только общее представление о мотивации человека, поведенческих закономерностях, но не знания об управлении персоналом, специфике работы. Получать второе высшее образование в области психологии имеет смысл только в том случае, если рекрутер выбрал в качестве основного направления своей профессиональной деятельности обучение и развитие персонала. Считается, что у тренера в отделе обучения должен быть психологический бэкграунд. Однако у HR-менеджера, занимающегося поиском и подбором кадров, багаж психологических знаний, напротив, снижает эффективность работы. Я полагаю, что большое количество тренингов и всевозможные тестирования на определение психологического портрета кандидата просто не уместны в бизнес-структуре (по материалам сайта http://planetahr.ru/publication/1638).

Полезные ссылки:
1. Мир практической психологии и психологической помощи
2. Теория и практика судебно-психологической экспертизы

Комментариев нет:

Отправить комментарий